Ж\п или не ж\п

Никаких гнусных намёков! Ни, Боже мой! Действительно, существует спец-проза мужская, существует спец-аудитория мужская (симметрично имеется в наличии – точно такое же но с перламутровыми пуговицами – т.е. всё ЖЕНСКОЕ) и на таком вкусовом, любительском уровне даже по началу текста любого можно понять – что перед тобой: ж\п или не-ж\п, тысяча извинений за неуклюжий каламбур…

Ната, хорошо, что на обложке появилось Ната — .-.=.-. — , а то Натаниэлла – это слишком многа букафф…

Интуитивно, именно интуитивно – как если бы я был рядовой читатель, не отягощённый никакой ерундицией, то – да, Действительно, существует спец-проза мужская, существует спец-аудитория мужская (симметрично имеется в наличии – точно такое же но с перламутровыми пуговицами – т.е. всё ЖЕНСКОЕ) и на таком вкусовом, любительском уровне даже по началу текста любого можно понять – что перед тобой: ж\п или не-ж\п, тысяча извинений за неуклюжий каламбур… И даже больше, мне кажется порою, что определённая часть литературных деятелей судит именно так и не задумывается ни о чём…

А чего думать тут? Пусть думает Гамлет, принц Датский…

Чего греха таить, — я сам, когда не был на пенсии оно время, работал на Ленинском проспекте и когда ехал в метро то ли на работу, то ли домой, — а ехать прилично — полтора часа в один конец — то я часто присматривался к женщинам, которые читают книги (мужики книг не читают, в лучшем случае газеты! И то если взял в руки «Спортэкспресс», то это уже явно ботан, а если «АиФ» – то это может быть только доктор каких-то наук, а то и сам акакадемик), пытался понять,

почему они читают,

кто из них может взять в руки мои романы и прочитать хотя бы их начало,

и как-то я подумал, что для них это чтение очень важно, в толкучке, в грохоте и металлическом визге, в плохом освещении … Может быть, стал я фантазировать дальше, проблемы на работе, вечная кухня, стирка, уборка, не сложившаяся семья и т.п. и т.д и когда они начинают читать пусть те же даже «розовые сопли и сладкие вопли, вонильно-плюшевые отношения» — про шикарные авто, роскошные особняки-анфилады на берегу моря, красавиц героинь («от богатых поклонников нет отбою») и их великолепных любовников ласковых как портативный электровибратор и т.п. и т.д. они хоть на какое-то мгновение отвлекаются от своей будничной тоскливой и неприятной жизни, погружаясь в мир мечты и сказки. И, наверное, это играет огромную психотерапевтическую силу, дает те положительные эмоции, которых так не хватает по жизни. Может, я не прав. И они читают что-то другое…

И просмотрев весь метровский вернисаж, выставку портретов и буклетов, я не раз и не два приходил к неутешительному выводу, что никто из этих читательниц меня читать не будет… Именно по их лицам, фигурам, одежде и т.п. я понял, что я с настойчивостью полоумного пишу как раз то, от чего они хотели бы забыться и уйти… И вот тогда поколебавшись в декабре 2012 года я поплыл по течению, то есть озаботился поиском соавтора-женщины – но это особь статья-разговор… Может, следующий раз поболтаем, может, нет…

Вообще, на нашу жизнь сквозь розовые очки я никогда не смотрел.

Хотя не отрицаю – цвет очков играет очень большую роль в нашей жизни. Впервые я узнал об этом уже достаточно поздно…В разгар девяностых, на одном из толчков приценивался к очкам и вдруг вижу за бесценок, практически задаром продаются нужные мне десять диоптрий. Самое главное, что не китайские, а чуть ли не европейского производства. Я схватил сразу пару. Потом покрутил, повертел, подумал: а почему так дёшево. , наверняка, бракованные?!.Хотя снаружи при осмотре вроде всё в порядке и вдаль замечательно видно… Но ведь хорошие очки даром продавать не будут? А зачем мне брак? Я и так уже бракованный, то есть бракосочетанный.. мне больше брака уже особо не нужно. Решил взять одну штуку пока на пробу, чтобы разобраться в чём их скрытый дефект. Тем более стоят так смешно, что и выбросить не жалко. Одел, поехал, грудь колесом, доехал до Проспекта Мира, стою внизу на платформе. Как вдруг подходит мужик:

— Как доехать до Проспекта Мира? – спрашивает. «Вот, думаю, дурак дураком: стоит на проспекте мира и спрашивает, как до него доехать!»

— Не знаю… — отвечаю. И так от него задом, задом, мелкими шажками…

Между прочим, в Москве полно сумасшедших… Особенно они метро почему-то уважают…

— ничего не знаю!

И тут меня подпирает какой-то старикашка, трогает указательным пальцем за плечо:

— Молодой человек, а как проехать… — спрашивает. С удивления я даже не расслышал куда ему нужно. Потому что я сразу же перебежал на противоположную сторону платформу. А там раскрывает объятия кавказец и радостно осведомляется:

— А скажи, пожалюста, дарагой – а как проехать…

Я к эскалатору бегом. Думаю, если что – через тётку в будочке милицию вызову..

А прямо с этой лестницы-чудесницы на меня наезжает накачанный бугай и спрашивает басом:

— Братан, а как проехать…

Такое со мной – первый раз в жизни, не знаю даже что делать

Я по эскалатору – на поверхность. Так и там мужик прям у входа в метро останавливает:

— А вы не подскажите как пройти…

Я – вбок.

— Да не знаю я ничего! Я вообще не местный….

И тут смотрю какой-то мужик дорогу прямо под колёса автомобилями перебегает – ко мне бросился рискуя жизнью…

Я скорей на автобус и домой. Рассказываю вечером Моей Любимой Тигровой:

— Сегодня со мной такой прикол, всем приколам – прикол. Никогда такого не было – прямо День Дураков… Один за другим, ты не знаешь — там случайно амнистии по случаю очередной годовщины Великой Победы в сумасшедших домах не объявляли?

Ну и рассказываю ей по порядку… Она у меня не очень внимательная, тоже в недоумении… а потом вдруг всмтривается в меня:

— А это ещё что такое?

— Где?

— Откуда такие очки?

— Да ты не поверишь, шёл, смотрю распродажа, ну грех не взять! Мы с тобой, помнишь, видели такие же за 10 долларов, а эти – десять рублей всего…

— Так они же – ГОЛУБЫЕ!

— ну и что? Цвет тут причём? Главное, чтобы показывали хорошо, на носе держались и были удобными… А цвет может быть любой…

Ну разве я не прав?! Но – бережённого Бог бережёт – и больше я эти очки не одевал, несмотря на всё их удобство. А вдруг Моя Любимая Тигровая права тоже. Но до сих пор храню. Для чего не знаю, но храню.

То есть становясь на точку зрения читателя, — читательницы тем паче, я хочу заверить вас, что вы, Ната, стопудово правы во всех своих замечаниях и выкладках. Даже с удовольствием перечислю приведённые вами приметы:

  • , созданная для определенной целевой аудитории
  • Раскрывающая темы, интересные только и только лишь этой аудитории.
  • подмена понятий. По такой логике получается, что детские книги пишут дети.

Копаясь насчёт женской прозы, выкопал интересную цитату: » Литературные гавно-бригады как факт развития постсоветской литературы

Пожалуй, феномен массовой женской постсоветской литературы оказывается наиболее интересным тем, что если мы зададим знаменитый после Фуко и классической феминистской теории вопрос «кто говорит?», то получим на него неожиданный ответ. Вместо априорно подразумеваемого большинством населения факта женского авторства, демонстрируемого образами, фотографиями и интервью новых успешных женщин-писательниц в журналах и ТВ, на задних обложках книг или «площади звезд», на самом деле постсоветская массовая женская литература зачастую, как всем нам хорошо известно, написана мужчинами или даже группами мужчин, использующих женские псевдонимы. В нашей массовой литературе давно в практиках раскрутки российских литературных брэндов «писательниц» известен факт работы «негров» или «литературных бригад», однако в постсоветском варианте использования литературных псевдонимов интересно как раз то, что сегодня опять же впервые в русской культуре женский псевдоним и практика женского письма оцениваются рублём гораздо выше, чем мужские.

Причина использования женских псевдонимов мужскими авторами одна — рынок: женское сегодня лучше продается (выделено мною — М.П.) из-за пресловутой демократизации вышедшей из-под гнета внегендерной советской идеологии постсоветской куль-туры в целом и переходе от советского бесполого к постсоветскому гендерному субъекту.»

Цитата сия – старинная, но мне кажется порой, что за дополнительно истекшее десятилетие ничего особо не изменилось…. И кстати именно по этой дороге торной покатился гавно-конвейер Либераста и Эскимо, опуская нашу словесность всё ниже и ниже плинтуса и доводя гендерный вопрос до абсурда, т.е. создавая серии специально «женские» и специально «мужские»… Вместо того, чтобы поощрять настоящую литературу и ложить деньги в будущее нашей словесности, светлое завтра нашего слова…

— .-.=.-. — — .-.=.-. — — .-.=.-. —

Но мне кажется порою, что проблема в том, что был такой старик Гегель, и он заметил «здравый смысл» — это вельми почтенный путник, но только под крышей в своих четырёх стенах и прилегающей к ним дворовой окрестности с видом на мусорные бачки… Своим девочкам я обычно привожу такой пример: все мы прекрасно видим, что земля под нашими ногами стоит непоколебимо, а Солнце идёт по небу, отмеряя час за часом…

Ну так же?!

Мы всё это чувствуем, видим, ощущаем ежеминутно и ежечасно… А то, что земля под нашими ногами, во-первых, вращается вокруг своей оси и что, во-вторых, земля под нашими ногами ещё крутится и вокруг солнца – это совсем не очевидно ни для нашего здравого смысла, ни для наших чувств и ощущений… И для моей интуиции и для моего здраваого смысла эти научные данные не важны и не нужны; идя далее сколько бы мне силлогизмов и алогизмов не приводили, сколько бы физико-математических выкладок не рассчитывали, какие-бы фотки не показывали, я доверяю своим ногам, которые крпеко стоят на земле, и своим глазам, которые мне доказывают: земля под нашими ногами стоит непоколебимо, а Солнце движется по небу, отмеряя час за часом…

И придерживаясь вашего и своего интуитивного и здравосмысленного взгляда на ж\п – я ошибаюсь… Причём в последнее время ощущение ошибочности усиливается…

Например, Я думаю, что подмены понятий не происходит.

И знаете почему?

Я придерживаюсь традиционного словоупотребления «женская проза», закреплённого кстати академическим макаром. Вот неполный список диссертаций и научных статей:

  1. Пушкарь Г.А. » Типология и поэтика женской прозы:гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой)» 10.01.01 — русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

  1. Дарья РЫКОВА, кандидат филологических наук, » ЖЕНСКАЯ ПРОЗА В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI ВЕКА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО» г. Москва
  2. Бастриков А.В. Особенности женской картины мира (на материале текстов Л.Петрушевской) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. филол. фак-т. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.
  3. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века (на материале русской литературы XXI века
  4. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте
  5. Серго Ю.Н. «Не помнящая зла…»: культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца ХХ — начала ХХI веков. http://www.pspu.ru/sci_liter2005_sergo.shtml
  6. Тарланов Е.З. Женская литература в России рубежа веков [XIX-XX] (социальный аспект) // Русская литература. — 1999. — № 1.
  7. Фатеева Н.А. Современная русская «женская» проза: способы самоидентификации женщины-как-автора. http://www.owl.ru/avangard/sovremennayarus.html
  8. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Воробьева, Наталья Вадимовна
  9. Юлия Кубинова. Осмысление литературной критикой феномена современной русской женской прозы конца ХХ века. Новая русистика.

Список может быть продолжен, ну не до бесконечности… но я думаю, что достаточно и этого неполного просмотренных мною…

Абсолютно во всех этих материалах исходной точкой отсчёта подразумевается, что априори женскую прозу мужчина написать не может, а если такое случается, — то исключительно в виде исключения из правила, которое подтверждает правило. В общем, этого не может быть, потому что … не может быть никогда

Поэтому как бы ни было ни странно, но с точки зрения нашей великой и величественной академической науки детскую литературу пишут дети, то есть женскую прозу пишут именно женщины… Мужикам вход воспрещён.

И знаете почему?

, потому что по умолчанию – только женщина-автор знает, что именно интересует женщину-читательницу, и неслучайно в качестве аргумента уже на Дамском Клубе я намеренно привёл мнение именно читательницы взятое со стороны, которая и говорит под апсердонимом «Тяжёлый случай», что ей без разницы на какую аудиторию рассчитывает продвинутый автор: женскую или мужскую по гамбургскому счёту – это проблемы не читательницы, не мирового историко-литературного процесса, а самого автора, и в определённой степени литературоведов и литературных критиков. И я не думаю, что на этом надо зацикливаться…

И всё было бы сказочно хорошо и прекрасно, если бы не одно маленькое «ню»

Ню – Проблема в том, что читательница и так прекрасно знает, что думает героиня её интерес в том, чтобы понять психологию героя… поэтому читательница будет читать в том числе и мужскую прозу, но разумеется высококачественую…

Вы не читаете «боевик» совершенно не потому, что боевики пишутся мужчинами и спецом для мужской аудитории, вы ни читаете их потому же самому, что не читаю их и я; , потому что … что это – откровенное говно, созданное гавно-конвейером Либераста и Эскимо, и его подражателями и продолжателями.

То есть если будет написан качественный боевик, то женщины будут читать его с не меньшим интересом, чем пресловутые «50 оттенков серости и пошлости»

Кстати, Чейз – не фонтан; но клуб почитателей его творчества в рамках группы «В Контакте» организовала именно читательница…

Сравнение между словесностью и компьютерными играми вполне допустимо в споре, но для словесности оно по меньшей мере оскорбительно, наверное,…

Относительно «детскую литературу пишут не дети» –остроумно, ей-Богу! Но отсмеявшись по размышлению я посмотрел свой список жанровых определений, собранный с инета, и склоняюсь к выводу, что детская литература – это скорее исключение из правила, а не правило; т.е. это единственная сфера ли, отрасль, где от автора требуются некие дополнительные качества в виде взрослости или наоборот — детскости.

Сейчас шумиха в академических кругах по повод «женской прозы» поутихла, видимо лимит диссертаций исчерпан; можно, с полным римским правом подвести печальный результат наших медвежат. Возникает перед умственным взором такой мираж, что «женская проза» это была такой конструкт, плавно перетекающая в симулякр… Поскольку прожил много, у меня перед глазами прекрасный нанологичный пример – незабвенный «социалистический реализм»… Сколько диссертаций?! Немеряно! Да что диссеры… Сколько академиков, членов-корреспондентов… Идейность, партийность, народность… Народность, партийность, идейность… Вы что-то имеете против Советской власти?!

И где Агнесс, чья кожа белее всех…

Увы, где прошлогодний смех!

«Женская проза» – искусственное ограничение себя определённой целевой аудиторией…

Кгхм,, потому что любые проблемы, — они могут быть реально решены только на стыке мужского и женского; ну вот такими нас создала природа…

Поэтому так много для меня значит, что вы обмолвились ( , наверное, случайно?!) понятием «универсальная литература». Вполне возможно, именно в этом термине и лежит золотой ключик к частичному решению споров на обоюдоприемлемой основе

Ну, ладно, надо чем-то заканчивать болтовню.

Ну хотя бы в виде напутствия…

Никогда не загоняйте себя насильно в стойло женской прозы! Пишите и о мужиках, и для мужиков тоже, твою мать!!

Почувствуйте себя универсальным гением, и – тогда всё будет в порядке.

Надеюсь.

С большим-пребольшим уважением, ваш Пётр Казимирович.